Тренинг как расширение поля стратегий взаимодействия

Тренинг как расширение поля стратегий взаимодействияТренинг как расширение поля стратегий взаимодействия. Здесь речь идет о тренингах для участников, обладающих неким базовым уровнем развития компетенций, значимых с точки зрения эффективности той или иной деятельности. Это не новички. Это люди, имеющие определенный собственный практический опыт в данном виде деятельности. В тренингах профессионального общения это так называемая «продвинутая» группа. В тренингах, ориентированных не на профессионалов, а на обычных людей, это группа, не имеющая выраженных «дефицитов» умений в области общения.

Специфика тренингов данного типа заключается в том, что в центре внимания на тренинге — не овладение алгоритмом или наращивание умений, .1 развитие способности их гибкого, нестандартного применения в зависимости от задач, стоящих перед человеком (специалистом), в зависимости от особенностей ситуации его деятельности. Цель обучения в этом случае состоит и том, чтобы развить у человека умение анализировать сложившуюся ситуацию взаимодействия, выделять на основе анализа собственные стратегические и тактические цели, намечать и реализовывать способы их достижения.

Если провести аналогию с известной метафорой, то тренинги первого типа позволяют «дать человеку рыбу», второго типа — «дать удочку», а тренинги третьего типа, о которых идет речь, дают возможность «передать технологию изготовления удочек». Примером может служить тренинг для психологов-консультантов по оказанию психологической помощи в некоей особой ситуации или особому типу клиентов. Для того чтобы такую помощь оказывать, необходимо владеть определенными психологическими и коммуникативными умениями: устанавливать контакт, эмпатически слушать, применять те или иные методы психологического воздействия. Однако этого недостаточно. Необходимо хорошо понимать состояние, специфичное для клиентов определенной группы (или в определенной ситуации). Исходя из этого, можно простраивать основные цели, стратегии и тактики оказания психологической помощи. Именно обучение созданию этих целей, стратегий, тактик — задача, стоящая перед группой, и тренер оказывает ей посильную помощь. Однако в тренингах данного типа роль тренера становится несколько иной, чем в предыдущих случаях. Гораздо больший удельный вес на тренинге начинает занимать активность группы, задача тренера заключается в том, чтобы эту активность организовать, направить, стимулировать. Тренер также оказывает помощь группе в осознании и организации того опыта, который был получен ею в процессе работы.

Тренинг как сотворчество

Тренинг как сотворчествоТренинг как сотворчество. Данная модель построения тренингов предусматривает в качестве основной цели создание группой в процессе совместной деятельности некоего идеального продукта. В качестве такого продукта могут выступать возможные качественные изменения в личности участников тренинга — например, их мотивов или индивидуальных установок относительно себя, других людей, определенных ситуаций общения. Это могут быть также качественные изменения, которые происходят с группой в целом — модифицируются групповые нормы, структура и характер внутригрупповых взаимодействий (как, например, в тренинге командообразования). Еще одна ключевая особенность данных групп — участники в них выступают одновременно в роли и субъекта, и объекта обучения, буквально учась «на самих себе», проживая исследуемые аспекты реальности на собственном опыте. Общая структура тренингов данного типа построена по принципу решения задач или анализа случая (случаев). Группе в процессе тренинга предлагается набор заданий, задач, которые она должна решить в соответствии с процедурой, регламентированной и заданной тренером — в игре, групповом обсуждении, непосредственном взаимодействии. Задачи, предлагаемые группе, могут быть не связаны внешне друг с другом: связь их внутренняя. Именно тренеру, а не группе, в первую очередь понятна логика чередования форм активности группы на таком тренинге, потому что они подбираются в соответствии с логикой того конечного продукта, который должен быть получен. Так, на тренинге командообразования упражнения и задания предлагаются группе с учетом ее состояния и закономерностей чередования фаз групповой динамики. Тренинги данного типа нередко отличаются высокой технологизированностью, процедурные аспекты ведения таких групп, как правило, четко прописаны.

Тренинг командообразования

Тренинг командообразованияМожет быть, тренинг командообразования — это вообще не тренинг, может, это что-то совсем иное, только внешне похожее? С недоумением мы с участником смотрели друг другу в глаза. Однако теперь мне все ясно. Тренинг командообразования относится к тренингам четвертого типа (тренинг как сотворчество), а я тогда передавала участникам информацию только о тренингах второго типа (тренинг как развитие умений), наивно полагая, что к ним относятся почти все тренинги — за редким исключением. Если хорошо понимать специфику тренингов четвертого типа, программу тренинга командообразования выстроить достаточно легко. И вопросы отпали сами собой. Итак, мы рассмотрели базовые модели построения социально-психологического тренинга. Перейдем к основному предмету нашего интереса в рамках данной книги — ролевой игре. Метод ролевой игры в тренинге является одним из базовых — наряду с методом групповой дискуссии. Редкий тренинг обходится без нее. Ролевая игра как метод основана на моделировании ситуации взаимодействия двух и более людей в определенном социальном контексте. При этом взаимодействие осуществляется в рамках ролей — моделей поведения, обусловленных положением человека в системе социальных и межличностных отношений. Соответственно, принято выделять социальные роли (к ним относятся профессиональные, социально-демографические) и межличностные. Примеры социальной роли — учитель, продавец, руководитель, милиционер. В качестве примера межличностных ролей можно принести роли Зануды, Отверженного, Влюбленного, Ревнивца, и т. п. Участвуя в игре, человек «примеряет» на себя роли — как свои, привычные, знакомые и хорошо «обжитые», так и чужие, незнакомые.

В ролевой игре Всегда есть взаимодействие участников друг с другом. Ютим она принципиально отличается от других методов тренинга, связанных с временным пребыванием в ролях, — например, от метода, называемого метафорической деловой игрой. Исторически ролевая игра возникла в рамках психодрамы — одного из базовых направлений психотерапии, основанном на моделировании, исследовании и преобразовании жизненных ситуаций клиентов в виде сцен, поставленных с участием членов психотерапевтической группы. Позже ролевая игра заимствуется другими направлениями психотерапии, а впоследствии используется в рамках социально-психологического тренинга развития компетентности в общении.

Тренинг продаж

Тренинг продажПриведу пример. Тренинг продаж для сотрудников салона электроники, отдел бытовой электроники. Тема тренингового модуля — работа с возражениями. Цель модуля — научить сотрудников салона эффективно реагировать на возражения клиентов. Этап актуализации опыта. В качестве средства актуализации опыта группы тренер предлагает ей немного подумать и ответить на простой вопрос: какие именно покупатели чаще всего выдвигают возражения при покупке бытовой техники? (Эта форма работы называется фасилитацией, кратко ее процедура описана в четвертой главе этой книги.) Группа добросовестно задумывается, затем начинает отвечать. «Люди пожилого возраста, старушки», «наглые самоуверенные люди, которые считают, что они все знают лучше, чем продавец», «покупатели, которые сами не знают, чего они хотят» и т. д. Какова ценность этой Нулевая — потому что она по теме не соответствует цели тренингового модуля, не работает на ее достижение. Для того чтобы научиться преодолевать возражения покупателя, не надо знать типажей, которые наиболее часто возражают, потому что потенциально возражения могут быть при совершении любой покупки и любым покупателем. Логичнее бы спросить, что именно вызывает у покупателей дискомфорт, чему именно они возражают — их не устраивает цена, оформление или дизайн, мызывает сомнение материал, из которого выполнено изделие, или произмодитель. Это соответствовало бы теме и цели тренингового модуля гораздо больше. В приведенном примере тренер при построении тренингового модуля нарушил правило рыбьего скелета, в результате около 15 минут времени и усилия группы ушли «в песок». Мы рассмотрели сейчас основные понятия и базовые принципы социально-психологического тренинга. Перейдем к рассмотрению ключевых моделей его построения. Приведенный здесь материал является результатом долгой аналитической работы. Существующие на сегодняшний день варианты и разновидности социально-психологического тренинга (как ориентированного на профессионалов, так и предназначенного для развития умений в области не только профессионального общения), с моей точки зрения, можно обобщить и классифицировать, выделив четыре принципиально различные модели его построения. Каждая из этих моделей предусматривает специфику цели тренинга, особенности позиции тренера в группе, некоторое своеобразие построения тренинговых модулей (отраженное в цикле Колба), проявления динамических процессов, нюансы в использовании форм работы группы. Итак, здесь будет идти речь о следующих четырех моделях построения социально-психологического тренинга:

Тренинговая форма обучения

Тренинговая форма обученияТренинговая форма обучения существенно отличается от традиционной пкадемической — лекционно-семинарской — по многим параметрам, один из которых — степень соприкосновения с групповыми динамическими процессами. На лекции вероятность оказания влияния на эффективность обучения со стороны групповых динамических процессов минимальная: преподаватель говорит, студенты слушают и записывают (хотя могу сказать как преподаватель, что неповторимая атмосфера каждой группы, ее специфическое «лицо» неизменно улавливаются и на лекции). На семинарских занятиях групповые процессы чувствуются несколько больше (студенты могут спорить друг с другом, «выясняя» при этом «отношения» вовсе не по поводу учебного материала; на первых семинарских занятиях курса, когда студенты плохо знают друг друга, они крайне пассивны на семинаре, поскольку пока еще тревожатся проявлять активность: а как она будет воспринята в данной группе, не сочтут ли меня выскочкой?). В целом можно сказать, что групповые динамические эффекты гораздо меньше сказываются на эффективности обучения в его лекционно-семинарской форме, чем на эффективности тренинга. На тренинге приветствуется активность группы, на тренинге коммуникативные потоки организованы не так, как на лекции или семинаре: они ретиальны, общаться может каждый член группы с каждым членом группы не только с тренером. Один из механизмов обучения на тренинге — обратная связь, каждый участник тренинговой группы потенциально обеспечен обратной связью не только от тренера, но и от других участников. В силу того, что на тренинге не блокируется, а наоборот, приветствуется активность группы, в силу ориентированности обучения на решение практически значимых вопросов и задач групповые процессы получают очевидные возможности для своего проявления. Тренинг — это одна из форм обучения, в которой необходим учет групповых динамических процессов, и это нужно в первую очередь для того, чтобы тренинг был эффективным. Именно поэтому, видимо, нельзя быть успешным тренером, не зная закономерностей проявления групповой динамики и не умея их учитывать. Такой ведущий может быть прекрасным лектором, блестяще проводить семинары и даже называть все это тренингом, но быть беспомощным при столкновении с реальной группой и реальными групповыми процессами, происходящими в ней. Что мы имеем в виду, когда говорим о необходимости построения структуры тренинга в соответствии с групповой динамикой? Это в первую очередь учет стадий динамического развития группы.

Вопрос о стадиях развития группы достаточно хорошо освещен в литературе для специалистов в области социально-психологического тренинга. Поэтому мы остановимся на его рассмотрении лишь кратко. В динамическом развитии группы большинство авторов выделяют следующие основные этапы.